построим бизнес в России

deps

12 ошибок мышления.

Хорошо известно, что мы реагируем  не на события как таковые, а на то,  как мы их интерпретируем

Наше восприятие мира – не пассивный, а очень активный процесс. Мы видим события, людей и факты не объективно и беспристрастно, а сквозь некоторые фильтры, которые значительно искажают реальность для каждого из нас. Эту предвзятость,  избирательность и произвольную окраску восприятия в психологии обозначают термином «установка». 
Видеть желаемое вместо действительного, воспринимать реальность в ореоле ожиданий – удивительное человеческое свойство. 
В очень многих ситуациях, когда мы абсолютно уверены, что поступили правильно, оценили ситуацию вполне здраво, при зрелом рассуждении и пристальном рассмотрении оказывается, что сработала наша определенная установка. Здесь речь идет о ситуации, когда установка может сработать ошибочно и вследствие этого быть не адекватной реальным обстоятельствам. 
В таких ситуациях мы становимся заложниками  своих установок. 

Ниже представлен перечень самых распространенных ошибок, которые люди допускают в своем мышлении
( по материалам книги «Когнитивная терапия» Джудит Бэк). 

1. Дихотомическое мышление (также называемое  чёрно-белым мышлением). Мир видится в чёрно-белых тонах, без цвета и полутонов. Человек мыслит категориями “всё” или “ничего”. Имеется устойчивое представление о том, что существуют только две категории для оценки событий, людей, поступков. 
Пример: «Если я не добьюсь  успеха во всем, то я неудачник»
2. Катастрофизация или негативные предсказания:  предсказание событий будущего исключительно негативно, без учета других, более вероятных исходов. Это своеобразное “раздувание из мухи слона”. Происходит преувеличение негативного события до тех пор, пока оно не вырастает в сознании человека до размеров катастрофы. 
Пример: «Я так расстроюсь, что не смогу вообще ничего делать»
3. Обесценивание позитивного: успехам, позитивному опыту и поступкам не придается значения. 
Пример: «Действительно, мне удалось выполнить эту работу, но это вовсе не означает, что я способный, мне просто повезло»
4. Эмоциональное обоснование: убеждение, что нечто должно быть правдой только потому, что вы «чувствуете» (по сути, верите) в это настолько сильно, что игнорируете или обесцениваете доказательства обратного. 
Пример: «Я знаю, что мне многое удается на работе, но я по прежнему чувствую себя неудачником»
5. Навешивание ярлыков: наделение  безусловными, глобальными характеристиками себя или окружающих, без учета того, что доказательства могут с большей вероятностью привести к менее негативным выводам. 
Пример: «Я неудачник», «Он  зануда»
6. Магнификация/минимизация: оценивание себя, окружающих или ситуации с преувеличением  негативного и/или приуменьшением позитивного. 
Пример: «Средняя оценка говорит о том, что я не способный. Оценка «отлично» не говорит о том, что я умный»
7. Мысленный фильтр или избирательное абстрагирование: безосновательный учет только поражений, неудач, лишений вместо полной картины всех событий. 
Пример: «Один плохой результат по тесту (наряду с несколькими хорошими) свидетельствует о том, что я лентяй, который не мог как следует подготовиться»
8. «Чтение мыслей»: уверенность человека в том, что он знает мысли окружающих и отказ принимать во внимание другие, более вероятные возможности. 
Пример: «Он думает, что я ничего не смыслю в этой работе»
9. Сверхгенерализация: формулирование негативных обобщающих мыслей, выходящих далеко за пределы текущей ситуации.   
Пример: "Поскольку я чувствовал себя не в своей тарелке на встрече, я не умею общаться с людьми"
10. Персонализация: представление о себе как о причине негативного поведения других людей без учета более вероятных объяснений их поведения. Уверенность человека в том, что его ошибки и просчеты находятся в центре внимания окружающих. 
Пример: «Мастер по ремонту нагрубил мне, потому что я сделала что-то не так»
11. Долженствование (мышление в стиле «я должен»): наличие четкой непреложной идеи о том, как должны вести себя другие люди или каким должно быть собственное поведение. Если ожидания не оправдываются, человек воспринимает это как неудачу. 
Пример: «Ужасно, что я ошибся.  Я должен во всем добиваться успеха»
12. Туннельное мышление: акцент на негативных аспектах ситуации. 
Пример: «Учитель моего сына ничего не может сделать правильно. Он постоянно критикует, не чувствует детей, и вообще не состоялся как педагог».

Автор: Замалиева Снежана
Название источника: Блог психолога Снежаны Замалиевой