построим бизнес в России

deps

Реклама на товарах народного потребления

Этот вид рекламы широко входит в наш быт. Важным требо­ванием при ее организации является некая гармоничность между потребительскими свойствами товара, на упаковке которого раз­мещается реклама, и характером рекламного сообщения (рекла­мируемого товара). Не вызывает сомнений, к примеру, нецелесо­образность рекламы табачных изделий на упаковке лекарств и т.п. Широкое распространение и значительный эффект дает реклама на полиэтиленовых пакетах, особенно при хорошем качестве ма­териала, из которого они изготовлены, и полиграфического ис­полнения рекламы.

К наружной рекламе можно отнести также рекламу на спецодежде, а также очень эффективные рекламные пневмоконст-пукиии, к которым можно отнести все, что наполнено воздухом. Они классифицируются следующим образом:

1.  Пилотируемые летающие объекты (аэростаты, дирижабли, воздушные шары и пр.).

2.   Непилотируемые объекты, находящиеся в воздухе (как правило, привязанные тросами к земле).

3. Объекты, закрепленные на земле, крыше, специальной под­ставке (статичные, динамичные и с подвижными элементами).

4.  Надувные костюмы, внутри которых находится человек. Новым видом наружной рекламы является реклама на полу, которая впервые была использована некоторыми крупными аме­риканскими супермаркетами с подачи рекламных специалистов, заметивших, что покупатели, передвигаясь по магазину, часто смотрят себе под ноги. Используется также реклама на асфальте дорог и тротуаров, гоночных трасс (последняя с 2003 г. запреще­на решением Международной ассоциации автомобильного спорта — ФИА в связи с обращением профсоюза пилотов, воз­главляемого М. Шумахером).

В последние годы за рубежом появился необычный и очень дорогой вид рекламы — реклама на корпусе космического корабля. Такую рекламу видят очень не многие, но она является велико­лепной престижной рекламой, так как разместить ее могут толь­ко очень мощные и процветающие фирмы.

Тотальным мониторингом наружной рекламы в России зани­маются компании RPRG (30 городов) и «ЭСПАР-Аналитик» (50 го­родов). Его основой служат компьютерные геоинформационные системы (ГИС), позволяющие воспроизводить карты городов, на которых отмечены места расположения и типы наружной рекла­мы. Сотрудники мониторинговых компаний метр за метром обхо­дят и обследуют все улицы и переулки, фотографируя и фиксируя параметры каждого вида новой, незафиксированной «наружки».

Мониторинг проводится в первой половине каждого месяца. Большая часть постеров наклеивается на щиты к 1-му числу, а к 4—5-му все рекламные изображения заменяются новыми. Наблю­датели «ЭСПАР-Аналитик» собирают данные с 4-го по 12-е число каждого месяца, а в RPRG на это отводится примерно от 7 до 12 дней. Здесь есть один нюанс: если РК начинается 15 числа меся­ца и продолжается две недели, она, естественно, не отслеживается. Рост рынка HP, возможно, вызовет необходимость проводить мо­ниторинг два раза в месяц, что повысит точность измерений.

В законе «О рекламе», помимо описания разновидностей на­ружной рекламы, отмечаются следующие основные требования к наружной рекламе:

  • Наружная реклама не должна иметь сходства с дорожны­ми знаками и указателями, ухудшать их видимость, а так­же снижать безопасность движения.
  • Распространение наружной рекламы допускается при нали­чии разрешения соответствующего органа местного само­управления и должно согласовываться с органами управле­ния автомобильными, железными дорогами и МВД.
  • За выдачу разрешений на распространение наружной рек­ламы взимается плата в порядке и в размерах, устанавли­ваемых соответствующим органом местного самоуправле­ния по согласованию с перечисленными органами. При этом размер платы не должен превышать величину расхо­дов на проведение работ по выдаче разрешений на рас­пространение наружной рекламы, определению мест ее распространения и контролю за состоянием наружной рекламы и технических средств стабильного территори­ального размещения.
  • Распространение наружной рекламы осуществляется на основании договора с собственником либо с лицом, обла­дающим вещными правами на имущество.
  • Распространение рекламы на транспортных средствах осуществляется на основании договоров с собственника­ми транспортных средств или с лицами, обладающими вещными правами на транспортные средства.
  • Случаи ограничения и запрещения распространения рек­ламы на транспортных средствах в целях обеспечения безопасности движения определяются уполномоченными ор­ганами, на которые возложен контроль за безопасностью движения.

Интересен комментарий к закону «О рекламе», предложен­ный Ю.Я. Вольдманом. В литературе о рекламе отмечаются сле­дующие особенности наружной рекламы. Одни авторы указыва­ют, что это средство воздействия, позволяющее настичь челове­ка не дома и не в конторе, а на улице или во время поездок. В современном  мобильном  обществе с  наружной  рекламой встречается большая часть населения. В то же время они призна­ют, что, как правило, основной функцией объектов наружной рекламы является подкрепление и дополнение рекламы, разме­щаемой в других средствах массовой информации, путем напо­минания о марке товара или названии фирмы. Другие полагают, что наружная реклама — это «выброшенные деньги», что она не­оперативна, так как одно оформление документации занимает несколько месяцев. Вместе с тем отмечается незаменимость на­ружной рекламы, если вы хотите познакомить со своей фирмой жителей определенного района, тех, кто ездит по данной трассе или ходит по данной улице, или указать место, где находится ваш офис. Уличные рекламоносители имеют четко определен­ную аудиторию, которую условно можно поделить на две катего­рии. Пешеход не обратит внимание на уличный шит, каким бы большим он ни был, но его взгляд обязательно привлечет плакат на автобусной остановке или рекламной тумбе. Точно так же ав­томобилист не заметит рекламных установок, стоящих на тро­туаре, ибо ему виднее уличные щиты, панели-кронштейны на столбах освещения, крышные установки и брандмауэры.

В связи с опубликованием в газете «Мир новостей» 7 октября 1996 г. статьи Ф. Перфилова «Мычащая реклама» возник вопрос о том, следует ли относить к наружной рекламу различных фирм На накидках из пластика, «надетых» на коров и других живот­ных, которые пасутся поблизости от шоссе, где много автомо­бильных пробок, и в других местах, пригодных для рекламирования товаров и товаропроизводителей. Думается, что по тем же ос­нованиям, что и витрины и другие названные выше разновидности рекламы, «мычащую рекламу» нельзя отнести к наружной. Как указано в пункте 2 ст. 14, распространение наружной рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях допус­кается при наличии разрешения соответствующего органа мест­ного самоуправления. Однако в компетенцию органов местного самоуправления входит не только дача разрешения на размеще­ние наружной рекламы. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 1997 г. по делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1997 г. «О рекламе» отмечено, что на основании статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного зна­чения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.

Рекламодатель и рекламораспространитель вправе потребовать у органа местного самоуправления, выдающего разрешения на распространение наружной рекламы, документального подтвержде­ния того, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. № 105 «Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользовании в застройке городов и дру­гих поселений» и законом о землеустройстве соответствующего субъекта Российской Федерации земля, на которой будет размеще­на наружная реклама, является муниципальной собственностью.

Возможны случаи размещения наружной рекламы в море и на реках, а также вблизи площадок, предназначенных для лета­тельных аппаратов. В этом случае, думается, разрешение на раз­мещение рекламы должно выдаваться соответствующим орга­ном местного самоуправления после согласования с соответствую­щими органами управления морским, речным или воздушным транспортом. Возможно, законодатель обратит внимание на это упущение в статье 14 Закона «О рекламе» при решении вопроса о внесении в него изменений и дополнений.

В настоящее время, используя свои права, о которых речь шла выше, органы местного самоуправления принимают положения, в которых определяются особенности распространения на­ружной рекламы на подведомственной им территории, порядок и размер платы за выдачу разрешений на распространение наруж­ной рекламы. Представляется, что в этих положениях, исходя из предложений, опубликованных в печати, следовало бы:

  • установить зоны с ограничениями на рекламу (например, исторические центры городов и иных населенных пунк­тов, территории вблизи храмов различных конфессий и др.). Установить, что в этих зонах может распространяться театральная, музейная, филармоническая реклама;
  • установить более высокую плату за разрешения на рекла­му алкогольных напитков и табачных изделий, учитывая вред, который они наносят здоровью;
  • установить более высокую плату за размещение наружной рекламы в тех местах, где скорость движения автомобилей ниже обычной (у светофоров, переходов, постов ГИБДД и других подобных местах).

И еще одно обстоятельство, заслуживающее внимания. В не­которых городах органы местного самоуправления принимают решения, обязывающие рекламодателей и рекламопроизводите-лей заключать договоры на распространение рекламы не с соб­ственниками соответствующего имущества, а с городским орга­ном местного самоуправления. При этом ввели такое неправо­вое  понятие,  как «рекламное пространство»,  которое якобы принадлежит во всех случаях органу местного самоуправления. Такой, с позволения сказать, «порядок» установлен, например, в г. Екатеринбурге. Этот порядок противоречит, пункту 3 ст. 14, ко­торая предусматривает заключение договоров на размещение наружной рекламы только с собственниками соответствующего имущества.