построим бизнес в России

deps

Проверки предпринимателей общественными организациями

9 декабря 2012, 14:12
Законом РФ «О защите прав потребителей» (в ред. от 23 ноября 2009 г.) общественным организациям потребителей предоставлено право на проведение проверок соблюдения прав потребителей индивидуальными предпринимателями и организациями. В мае 2010 года Генеральная прокуратура разработала изменения в Закон РФ «О защите прав потребителей» с целью упорядочить деятельность общественных организаций при проведении ими проверок, навести порядок в этом процессе. Таким образом, право проводить проверки у «общественников» в любом случае сохранится, его никто не собирается ликвидировать.

Проблема при проведении проверок общественными организациями хорошо известна и заключается она в том, что общественные организации вместо защиты интересов потребителей занимаются тем, что под различными предлогами стараются получить от предпринимателей денежные средства, т. е. занимаются поборами. Действия таких лжеобщественных организаций, специально созданных и направленных на извлечение прибыли, подрывают авторитет всего потребительского сообщества и самого института общественного контроля. Вместе с тем общественный или, как его еще называют, гражданский контроль необходим и является законным инструментом защиты в данном случае потребительского рынка от противозаконных действий недобросовестных предпринимателей, реализующих опасный для здоровья и жизни граждан товар и продукты питания.

Проверки общественных организаций не могут нанести интересам законопослушного предпринимателям какого-либо вреда. Проведение таких проверок и заключения по ним нужно воспринимать как профилактику нарушений в бизнесе и рекомендации по устранению недостатков, если таковые имеются. Даже если общественная организация будет использовать свое право на дальнейшую реализацию результатов проверки – обращаться в Роспотребнадзор, суд и т. п., то при грамотной работе юриста или адвоката все подобные нападки легко снимаются и вред бизнесу не нанесут. Главный совет, который здесь можно дать предпринимателю, к которому приходят с проверкой общественные организации, – ничего им не платить! Любые даже незначительные деньги станут подпиткой их противоправной деятельности. Получив деньги в одном месте, «общественные инспекторы» – побиралы будут с большей наглостью действовать в другой торговой точке. Таким образом, укрепляется система коррумпированности на потребительском рынке, а деньги, заплаченные предпринимателями таким лжеобщественникам, все равно компенсируются из кошелька простого потребителя, ухудшая его и без того непростое положение.

Основания для проведения проверки общественной организацией

В силу ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественная организация имеет право в том числе проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях.

Основанием для проведения проверки является решение руководителя организации, изложенное в форме направления (поручения).

Важно!

Общественные организации не являются субъектами государственного контроля, а потому ссылаться на Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не имеют право.

В направлении (поручении) должно быть указано:
  • название общественной организации, проводящей проверку;
  • основание для проведения проверки (ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей»);
  • ф.и.о. всех проверяющих (не менее двух человек);
  • название, адрес и профиль деятельности организации, которую проверяют;
  • срок действия направления на проверку;
  • подпись руководителя и печать проверяющей организации.

Как встретить проверяющих

Не препятствовать проходу проверяющих в помещение.

Проверить наличие направления о проведении проверки и документы, подтверждающие личность проверяющих, и в присутствии проверяющих связаться с руководителем общественной организации для уточнения полномочий проверяющих.

После получения подтверждения от руководства предоставить возможность провести проверку только в рамках их полномочий, описанных ниже.

Предмет, цель и сроки проверки

Предмет проверки – соблюдение продавцом, исполнителем работ и услуг прав потребителей, установленных Законом РФ «О защите прав потребителей» Примерных правил работы предприятия розничной торговли, Правил продажи отдельных видов товаров, Правил продажи товаров по образцам, утвержденных Правительством РФ, включая:
  • наличие и доступность обязательной информации об объекте проверки, режиме его работы, предлагаемых товарах, работах, услугах;
  • наличие, доступность и правильность оформления книги отзывов и предложений;
  • правильность оформления ценников;
  • выдача кассовых и/или товарных чеков, квитанций;
  • наличие и доступность контрольного измерительного оборудования;
  • возможность в наглядной и доступной форме ознакомления потребителей с правилами торговли или соответствующего вида обслуживания;
  • режим работы предприятия;
  • порядок размещения товаров (недопущение соседства несовместимых товаров);
  • возможность проверки потребителем свойств товара с демонстрацией его действия (если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле).
Важно!

Во время проведения проверки общественная организация не вправе взимать какие-либо штрафы за выявленные нарушения и требовать с проверяемой организации оплаты услуг юристов и проверяющих.

Цель проверки – выявление нарушений прав потребителей, т. е. установление фактов, свидетельствующих исключительно о несоблюдении норм потребительского законодательства, устанавливающих эти права.

Важно!

  • Проверяющие не имеют права проверять:
  • наличие трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек;
  • наличие санитарно-эпидемиологических заключений, заключений госпожарнадзора;
  • соблюдение санитарных правил и норм вне торгового зала и иных помещений;
  • наличие документов об образовании торговых работников;
  • правильность применения контрольно-кассовых машин;
  • наличие и порядок ведения журнала учета мероприятий по контролю.
  • Проверяющие не имеют права:
  • изымать какие-либо документы, предметы, товары;
  • проходить и проверять подсобные помещения;
  • осуществлять контрольные закупки.
Сроки проведения – сроки законом не предусмотрены (могут проверять ежедневно). Длительность проверки, как правило, – от одного до нескольких часов.

Оформление итогов проверки

В день проведения проверки представитель общественной организации обязан составить акт о проведенной проверке. Единая форма акта законом не установлена.

В акте о проведении проверки указывается:
  • название и адрес проверяемой организации;
  • ф.и.о. всех присутствующих при проведении проверки;
  • время начала и окончания проверки;
  • выявленные нарушения (со ссылкой на статьи закона и иных нормативных актов);
  • отметки об устранении нарушений в ходе проверки.
Акт подписывается всеми лицами, участвовавшими в проведении проверки. Перед подписанием необходимо внимательно ознакомиться с актом.

Важно!

  • Представитель проверяемой организации (продавец, менеджер, директор) вправе устранить выявленное нарушение прямо во время проведения проверки.
  • Представитель проверяемой организации (продавец, менеджер, директор) имеют право внести свои письменные замечания и объяснения в акт проверки или приобщить их к акту.
Один экземпляр акта обязательно должен быть передан лицу, представляющему проверяемую организацию под роспись. В случае его отказа от подписи проверяющая организация делает соответствующую запись в акте.

Результат проверок

После проведения проверки и составления акта о выявленных нарушениях общественные организации вправе:
  • направить акт о выявленных нарушениях в территориальный орган Роспотребнадзора;
  • информировать о выявленных нарушениях органы местного самоуправления;
  • обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга потребителей.

Правовые последствия проверки общественной организацией

В соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей по результатам проведения проверки вправе:
  • составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
При удовлетворении исков в защиту прав потребителей и законных интересов неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам). Эти суммы взыскиваются с правонарушителя (ответчика по иску).
Автор: А.Г. Семенников, А.Е. Корягин