построим бизнес в России

deps

Факторинг – лучший способ финансирования текущей деятельности

Михаил Окунев, председатель правления Ассоциации факторинговых компаний и начальник банковского управления АКБ «Металлинвестбанк» рассказал о преимуществах факторинга как инструмента увеличения оборотных средств.

Факторинг – это финансирование под уступку денежного требования. Большая часть клиентов факторинговых компаний в России и во всем мире – малый бизнес.

С чем традиционно сталкивается малое предприятие в стадии роста:

  • низкое кредитное качество самого предприятия;
  • отсутствие залоговых средств;
  • высокая потребность в оборотных средствах;
  • зависимость от более крупных контрагентов.

В условиях, описанных выше, банкам рискованно давать кредиты растущим предприятиям, поэтому они повышают ставку, ограничивают объемы кредитования. Кредиты МСП крайне малы по объёмам, они сопоставимы с объемами кредитования физических лиц. Кроме того, чтобы защитить себя от рисков, банки выставляют жесткие требования по залогам. Очень распространенная практика, когда владельца малого предприятия просят заложить собственное имущество. «В итоге, получается, что банк предоставляет море возможностей, но не понятно как это море переплыть. Факторинг решает те же проблемы и задачи, однако, другими методами», - рассказывает Михаил Окунев.

Простая задача

Суть факторингового решения – работать с контрагентами МСП, так как они, как правило, по своим кредитным качествам намного надежнее самих малых или средних предприятий. А это значит, что есть огромный потенциал, который заключается в кредитном качестве покупателей. Так для МСП появляется возможность получить необходимый и доступный денежный ресурс без залога и каких-либо других ограничений.

То есть факторинг решает простую задачу: доставка денег от более надежных контрагентов раньше, чем это предусмотрено в договорах.

Факторинг не подразумевает какого-либо залогового обеспечения кроме дебиторской задолженности контрагентов. Также нет ограничений по объемам предоставляемых средств, так как любая факторинговая компания в своей работе подразумевает рост МСП. «Кроме того, нам не столько важны предыдущие успехи и балансовые данные, сколько план продаж и заказов контрагентов и перспектива развития предприятия», - говорит спикер.

Таким образом, наличие надежных кредитоспособных покупателей выливается в большие объемы предоставляемых финансовых ресурсов, а также более низкие ставки. В структуру факторинга заложен способ погашения этого финансирования: из поступлений от покупателей, а не за счет собственных средств. «Не секрет, что покупатели рассчитываются не всегда в срок. В случае факторинга это не расценивается как отрицательный показатель. Ни со стороны МСП, ни кредитующего фактора. Все это укладывается в те настройки льготных периодов, которые есть в факторинговых компаниях», - отмечает Михаил Окунев. В случае факторинга без регресса риски неоплаты покупателем несет фактор.

Как это работает

Если вы поставили продукцию с отсрочкой платежа, скажем, в тридцать дней, а деньги вам необходимы уже сейчас, то самое время прибегнуть к факторингу. «Вы приходите в факторинговую компанию, подписываете заявку и получаете деньги на счет. Правда, вы должны будете заплатить комиссию от суммы. Ваша сделка завершена. Единственное, что не завершено, это расчеты с контрагентом. Но теперь это уже головная боль факторинговой компании. Если по каким-то причинам эта задолженность превратилась в недействительную, то платите вы. Такие риски факторинг не снимает. Так, например, если выясняется, что поставки не было, либо поставка была, но весь товар вам вернули из-за низкого качества либо не того ассортимента, то, к сожалению, здесь уже непосредственно вам рассчитываться с фактором», - объясняет Михаил Окунев.

Необходимые требования к МСП со стороны факторинговых компаний

«Даже если вы – начинающий предприниматель, у нас в банке, есть отдельный продукт, когда мы берем на факторинг отдельные компании, которые родились вчера. Все что от них нужно, чтобы они имели хоть какой-то расчетный счет в любом из банков. И основное требование – это приличные контрагенты», - делится своим опытом Михаил Окунев.

Что касается минимального размера сделки, то у одних участников рынка он есть, а другие факторинговые компании работают без установки минимального размера. С точки зрения здравого смысла, минимальный размер одной сделки разумно ограничить несколькими сотнями тысяч рублей. Если сумма меньше, тогда привлечение факторинга обойдется МСП довольно дорого.

Факторинг можно применять также и при оказании услуг. Здесь, однако, важно следить, чтобы задолженность по оказанию услуг была аккуратно оформлена. Факторинг с трудом приживается в тех сегментах, где есть проблемы с оформлением задолженности. Например, если вся реализация происходит за наличный расчет физическим лицам. В таких случаях факторинг не применим.

Он удобен там, где есть дебиторская задолженность. В ряде отраслей, например, строительная область, факторинг приживается крайне тяжело. «Например, вы уже привезли клиенту машину песка, а по документам этот песок возникает тогда, когда документы оформлены. Здесь чаще всего, проблема применения факторинга возникает тогда, когда документы оформляются долго и плохо. Поэтому в случае, если вы собираетесь прибегнуть к факторингу, надо требовать правильно оформленные документы со стороны своих дебиторов», - отмечает герой вебинара.

Качественные контрагенты

Заключит ли факторинговая компания с вами сделку, зависит, прежде всего, от того, насколько качественны ваши контрагенты. Для этого факторинговые компании проводят оценку того, каким финансовым качеством обладает то или иное предприятие. У каждой факторинговой компании такие подходы различаются. Плохое кредитное качество – это когда у ваших контрагентов баланс отрицательный, выручки нет, кредитная нагрузка огромная. Хорошее кредитное качество, наоборот, предполагает огромный капитал, понятных акционеров, большой объем бизнеса, адекватную кредитную нагрузку. Также важна история предприятия на рынке и история платежей. Иногда достаточно того, чтобы контрагент не работал в убыток.

Безрегрессный факторинг

Факторинг без регрессии отличается от регрессного факторинга тем, что при невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме факторинговая компания потерпит убытки сама (правда, в рамках выплаченного финансирования клиенту). Ставки безрегрессного факторинга отличаются от регрессного в среднем на 3% годовых. Также в этом виде факторинга выше требования к оформлению документов с дебиторами.

Ассоциация факторинговых компаний

Ассоциация Факторинговых Компаний (АФК) – профессиональное общественное объединение участников рынка факторинга, созданное в 2007 году. В ассоциацию входят лидеры рынка факторинга, формирующие лобби-потенциал ассоциации во взаимодействии с Банком России, Госдумой, Советом Федерации, Минфином, Минэкономразвития, ФАС России, ТПП РФ, РСПП, АРБ, АРБ «Россия» и др. Оборот участников АФК составляет свыше 50% рынка. Члены АФК предоставляют факторинговое обслуживание в 60 городах Российской Федерации от Калининграда до Владивостока, а также занимают лидирующие позиции на российском рынке международных факторинговых операций. Так, в число партнеров АФК входят International factors group (IFG), Восточно-Европейская факторинговая ассоциация (ВЕФА).

Источник: ОПОРА-Кредит