построим бизнес в России

deps

Общие принципы анализа и представления инвестиционного проекта

Основной целью разработки бизнес-плана является создание документа, который позволит авторам проекта эффективно объяснять его суть потенциальным инвесторам и партнерам.

Поэтому бизнес-план должен быть, с одной стороны, грамотным аналитическим исследованием, а с другой стороны – убедительным маркетинговым обоснованием, убеждающим читателя в продуманности и привлекательности проекта.

Любой бизнес-план, независимо от его структуры, типа проекта и других индивидуальных особенностей, должен эффективно решать следующие главные задачи:

  1. Представить инвестору инициатора проекта и изложить аргументы, позволяющие считать его способным успешно осуществить задуманное.
  2. Познакомить читателя с текущим положением дел, раскрывая всю информацию, необходимую для понимания маркетинговых, операционных и финансовых процессов, влияющих на проект или создающих предпосылки к его осуществлению.
  3. Проанализировать рыночные перспективы проекта, сформулировать и обосновывать рыночную стратегию, построить убедительные выводы о возможных доходах.
  4. Описать требуемые для реализации проекта ресурсы и важные организационные вопросы, представить направления развития бизнеса.
  5. Раскрыть «экономику проекта», показать принципы формирования его бюджета и выгоды для участников.
  6. Оценить риски, связанные с реализацией проекта, и по возможности просчитать последствия, к которым могут привести эти риски.

В основу всех исследований и выводов бизнес-плана должны быть положены базовые принципы, позволяющие, как правило, добиться реальных практических результатов при реализации проекта, а также избежать «замусоривания» документа ненужной информацией. Эти принципы:

Полезность информации. «Ничто важное не должно быть упущено, ничто неважное не должно быть включено». Каждая цифра или факт, включенные в бизнес-план, должны либо быть важны для его понимания и принятия решения, либо служить для обоснования таких цифр и фактов.

Например, перечень лицензий, которыми владеет компания, важен для понимания ее бизнеса (т.к. требует соответствующих организационных решений), а перечень законов и подзаконных актов, влияющих на деятельность компании, является информационным мусором, т.к. читатель не может на его основе сделать выводы, касающиеся проекта или предпосылок к нему (но указание ключевых законов с пояснением их влияния на проект может оказаться важной информацией).

Базовый перечень вопросов, которые вероятно будут важны для проекта, изложен в настоящем руководстве. Анализируя каждый конкретный проект необходимо оценивать должен ли этот перечень сокращаться или дополняться другими вопросами.

Обоснованность и объективность. Каждая цифра и факт, приведенные в бизнес-плане, должны либо явным и понятным образом опираться на другие цифры и факты, приведенные в проекте, либо взяты из источника, заслуживающего доверия, причем этот источник должен быть назван и доступен читателю. Разумеется, часть информации любого проекта основана на внутренних источниках, но эта информация должна ограничиваться вопросами и особенностями организации конкретного вида деятельности (внутренняя организация бизнеса, структура доходов и затрат и т.п.).

Например, «объем производства цемента в 2009 году составил ХХХ тн» - плохо, надо либо «согласно YYYYYY, производства цемента в 2009 году составил ХХХ тн», либо «производства цемента в 2009 году составил ХХХ тн*» / и в сноске: «по данным YYYYYY».

Достаточно подробно вопросы обоснования данных раскрыты в разделах руководства, посвященных маркетинговым данным и бюджету проекта.

Здоровый консерватизм. Представьте себе (тем более, что такая перспектива возможна), что от того, насколько точно будет реализован проект, зависят не только деньги инвесторов, но и ваша карьера. И ставьте только такие цели, в которых, принимая во внимание все изученные материалы, вы уверены. В то же время, не следует преувеличивать риски и неоправданно занижать прогнозы, это наверняка приведет к тому, что проект потеряет привлекательность.

Привязка к реальности. Должно быть, четкое соответствие между тем, что наблюдается в текущем состоянии бизнеса или его аналогах, и тем, что положено в основу прогнозов проекта. Все отличия следует прокомментировать.

Например, рентабельность продаж продукции компании, инициировавшей проект, в последние годы составляла 8%, а рентабельность продаж похожей продукции в рамках проекта – 17%. Обоснование такого изменения отсутствует. Это ошибка!

Особенности проекта. В каждом бизнес-плане необходимо наиболее подробно и качественно проработать те моменты, которые имеют наиболее существенное значение именно для данного проекта.

Например:

надо уделить особое внимание вопросам правовым вопросам – если проект реализуется в отрасли, где существует очень сложная система регулирования и согласований (строительство, фармацевтика, опасные производства);

желательно оценить точку безубыточности – если ожидаемый спрос на продукцию имеет настолько неустойчивый характер, что может привести к неэффективности проекта или кассовым разрывам;

требуется привести ожидаемые условия займов и кредитов – если предполагается финансирование значительной части инвестиционной программы за счет заемных средств.

Единство терминов и понятий. Следует стремиться к использованию одинаковых или согласованных друг с другом терминов и понятий во всем бизнес-плане. Это касается структуры данных; названий; дат, на которые актуальна информация и т.п.

Например, структура в текущей деятельности предприятия указана с разнесением на производственные и общехозяйственные издержки, а для создаваемого на предприятии нового цеха – на переменные и постоянные. В результате, невозможно сравнить текущее состояние с планом.

При использовании изложенных ниже подходов и методик следует всегда сверяться с перечисленными целями и принципами, адаптируя бизнес-план так, чтобы проект был представлен в соответствии с ними.

Помимо общих требований к качеству исследования и представления проекта, важно понимать интересы каждого инвестора и участника проекта и включить в бизнес-план информацию, интересующую этого участника, важную для него при принятии решения.

Ниже дана типовая карта интересов банка, кредитующего инвестиционный проект. В бизнес-плане, предназначенном для банка, должны в той или иной форме раскрываться все интересующие банк вопросы.

Способы описания перечисленных вопросов подробнее рассмотрены ниже, в главах, посвященных каждому из разделов бизнес-плана.

Для того, чтобы подготовленный документ способствовал быстрому и эффективному принятию решений по проекту, недостаточно сделать его детальным и включить всю необходимую информацию. Важно еще, чтобы эта информация была правильно воспринята читателем. Поскольку любой бизнес-план содержит множество цифр и фактов, следует принять во внимание ряд простых правил, помогающих в представлении этих фактов:

  1. Постарайтесь сделать проект компактным. Это довольно трудно сделать, учитывая высокие требования к раскрытию информации, но как показывает практика, вынося всю необязательную при первом прочтении информацию в приложения, можно сохранить объем основного теста в пределах 30-50 стр.
  2. Включайте в каждый раздел выводы, которые обобщают ключевые положения раздела. Это должен быть небольшой список из 3-5 пунктов, компактно представляющих главные цифры и итоговые заключения. Список можно поместить как в конец раздела (тогда этот пункт будет называться «Выводы по разделу Х»), так и в начало раздела (тогда его можно назвать «Основные положения раздела»).
  3. Представляйте данные, в которых важна структура, диаграммами, тенденции – графиками, а детальные цифры – в виде таблиц.
  4. В каждом графике или таблице укажите (внутри или в подписи) точную информацию о единицах измерения. Например, «Прогноз продаж, тыс. руб. в ценах 2009 г., без НДС».
  5. Используйте автоматическую нумерацию разделов, таблиц и графиков и другие средства автоматизации. Без этого сложно добиться адекватной организации документа в процессе его согласования и доработок.