построим бизнес в России

deps

Оценка персонала

9 декабря 2012, 17:46

ЧТО ТАКОЕ ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА?

Сущность любой оценки — это выявление меры соответствия желаемого и действительного состояний объекта. Когда речь идет об оценке персонала компании, то имеется в виду система, которая позволяет измерить результаты работы и уровень профессиональной компетентности сотрудников, а также их потенциала в разрезе стратегических задач компании. В ходе оценки работодатель сравнивает сотрудника, занимающего ту или иную должность, со специалистом, идеально подходящим для этой позиции.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА

Не существует хороших или плохих методов оценки. Они могут быть подходящими или не подходящими для данной компании в данный момент времени. Если организация проводит аттестацию, а не оценивает персонал с помощью Performance management, то это не значит, что способы ее работы безнадежно устарели. Например, на заводах при оценке рабочих PM часто оказывается неэффективным и, следовательно, ненужным. Имеет смысл применять именно тот метод, который действительно требуется в сложившейся си туации. Не секрет, что многие руководители (и не только российские) воспринимают оценку как бюрократическую, формальную процедуру. И чем больше менеджер тратит времени и сил на непривычную для него работу по обработке анкет и вводу данных в компьютер, тем больше его недовольство. Кроме того, не всех устраивает тот факт, что оценке подвергается не только рядовой персонал, но и топ-менеджмент. Первые лица компаний тоже часто бывают уверены, что оценка персонала — это пустая трата времени, и они сами отлично все знают о своих подчиненных. Сотрудники, в свою очередь, не спешат идти навстречу начальству и не предлагают провести оценку собственной работы, считая, что инициатива наказуема. Тем не менее при правильном проведении оценка — это очень эффективный инструмент, позволяющий выявить слабые и сильные стороны деятельности работников, составить план профессионального развития и повысить прибыльность бизнеса. Обратная связь помогает пресечь недовольство сотрудников на самых первых этапах посредством открытого и честного диалога. При грамотной организации оценка способствует по- строе нию открытой корпоративной культуры и доверительных отношений с руководителем. В 2003/04 годах «ЭКОПСИ Консалтинг» и RosExpert провели совместное исследование «Корпоративный бренд компании как работодателя», в основу которого легли интервью сотрудников и HR-менеджеров крупных российских компаний. Согласно ему основными факторами удержания сотрудников являются:

  • корпоративная культура и межличностные отношения;
  • содержание работы;
  • оплата труда, соответствующая приложенным усилиям;
  • возможность профессионального и карьерного роста.

Преимущества оценки для компании

1. Определение результатов работы, уровня знаний и навыков персонала компании.

Оценка помогает выяснить готовность сотрудников к решению стратегических задач в будущем. Во-первых, она позволяет получить точные результаты деятельности персонала (в количественном или качественном выражении). Во-вторых, она дает возможность увидеть профессионально-деловой потенциал сотрудников.

2. Возможность ротации кадров и создания кадрового резерва.

Если в компании грамотно оцениваются сотрудники, проводится ротация и формируется кадровый резерв, то появляется возможность заполнять управленческие позиции (и не только их) сотрудниками компании. Во многих организациях топ-менеджеры считают, что легче набрать людей со стороны. В действительности же продвижение собственных работников на руководящие должности ощутимо уменьшает затраты на поиск новых сотрудников и их адаптацию в компании, а также на выплату комиссионного вознаграждения кадровым агентствам. Только что пришедшие сотрудники, как правило, адаптируются в новой для них организации в течение 3–9 месяцев и все это время не могут работать в полную силу. Плюс к этому, обучением новичка занимается наставник — опытный сотрудник компании, который отвлекается от своих прямых обязанностей, что тоже приводит к косвенным финансовым потерям для компании. Еще одно достоинство продвижения собст венных сотрудников на руководящие позиции — их лояльность по отношению к организации.

3. Создание целенаправленной программыразвития персонала.

Всем хорошо известно, что для успешности бизнеса необходима программа развития персонала (Personnel Development, Human Resource Development), причем она должна быть целенаправленной. Почти в каждой крупной организации есть подразделение или же сотрудник, который отвечает за данное направление деятельности. Оценка персонала позволяет определить текущую потребность в тренингах, соотнести корпоративные цели компании и конкретные знания и навыки тех или иных сотрудников. Здесь реализуется точечный подход к различным группам персонала. Компания может, исходя из своей стратегии и данных, полученных в ходе оценки, вкладывать большую часть средств в работу с какой-то одной частью сотрудников, например, специалистами по продажам. Таким образом, происходит расстановка приоритетов в структуре расходов на обучение.

4. Мотивация персонала

Оценка служит текущей материальной мотивацией сотрудников — появляются формализованные данные для пересмотра зарплаты, бонусов и т. д. Являясь основой для создания программы развития кадрового резерва и предоставления обратной связи, она мотивирует персонал на долгосрочную работу в организации и уменьшает опасность ухода лучших специалистов. Также оценка подталкивает работников к профессиональному совершенствованию и карьерному росту.

5. Построение корпоративной культуры.

Очень важную роль оценка играет в укреплении корпоративной культуры и формировании корпоративной идентичности. Именно система оценки доводит до персонала понимание стратегии организации, ее миссии и видения через предъявляемые требования. Желаемые нормы поведения сотрудников в компании получают в оценке поощрение.

6. Организационное развитие.

Построение системы оценки, хотя и косвенно, помогает совершенствовать организационные взаимоотношения. Перед ее внедрением надо четко представлять, как работают линейное и матричное подчинение и система делегирования полномочий, иметь для всех позиций должностные инструкции (Job Description) и т. д. 

Преимущества оценки для сотрудника

Оценка имеет для сотрудника, равно как и компании, целый ряд преимуществ. Среди них:

  • определение места и роли каждого сотрудника в компании — по горизонтали и по вертикали;
  • ясное понимание поставленных задач, критериев успешности их выполнения, зависимости размера заработной платы и премий от результатов труда;
  • возможность получить обратную связь от непосредственного руководителя;
  • гарантия того, что достижения не останутся без внимания (при условии, что система работает эффективно);
  • возможности профессионального и карьерного роста в компании;
  • такие методы, как PM, «360 градусов», ассессмент-центр способствуют повышению объективности оценки.

Нужна ли система оценки моей компании?

Тест для руководителя компании, в которой нет системы оценки персонала

Ответить на этот вопрос предлагает приведенный тест.

За каждое утверждение, с которым вы согласны, прибавляйте по одному баллу.

1. Число сотрудников компании более 10.

2. Компания существует более 1 года.

3. У вас имеются прямые и непрямые подчиненные.

4. Один из ваших сотрудников как-то спрашивал ваше мнение о его работе.

5. Вы считаете, что платить надо за конкретные результаты.

6. Один из ваших сотрудников спросил, почему так давно не повышались зарплаты.

7. Один из ваших сотрудников попросил рассказать о перспективах его карьерного роста.

8. Вам кажется, что кто-то из ваших подчиненных ищет новую работу.

9. Сотрудник попросил оценить его работу формально, а может, даже в письменной форме.

10. Сотрудники думают о смене должности (как по горизонтали, так и по вертикали).

11. Вы хотите подробнее знать о работе в вашей компании, департаменте, отделе и т. д.

12. Вы заинтересованы в развитии ваших сотрудников.

13. Вы хотите улучшить коммуникации в компании.

14. Вы хотите установить более тесные рабочие отношения с сотрудниками.

Ключ:

0–1 — Острой необходимости в системе оценки пока нет.

2–4 — В скором времени система оценки понадобится.

5–7 — Самое время начинать создание системы оценки.

Более 7 — Система оценки обязательна для компании.