построим бизнес в России

deps

Бизнес-план

БИЗНЕС-ПЛАН документ, в котором систематизируются основные аспекты намеченного новой или действующей фирмой коммерческого мероприятия.

Процедура разработки Б.-п. позволяет предвидеть возможные проблемы, избежать ошибок в управлении, распознать и оценить два основных вида рисков, присутствующих в любом бизнесе: внутренний, над которым предприниматель в целом имеет контроль (персонал, товарно-материальные запасы, местоположение бизнеса), и внешний (экономические условия, новое законодательство, погода) т.е. то, что предприниматель не в состоянии изменить. По содержанию и назначению Б.-п. достаточно многообразны.

Среди наиболее распространенных типов Б.-п.:

  • Полный Б.-п. коммерческие идеи или инвестиции проекта – изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснования стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов;
  • Б.-п. компании (группы) – изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период, например, перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов;
  • Б.-п. структурного подразделения (центра финанс. ответственности) – изложение перед высшим руководством компании плана развития хоз. (операционной) деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли;
  • Б.-п. (заявка на кредит) для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора. В Б.-п. предпочтителен скорее пессимистический, чем оптимистический прогноз, реалистичная оценка способностей предпринимателя, составляющего план, и возможностей, существующих для его бизнеса.

Содержание и структура Б.-п. могут варьироваться в зависимости от цели составления, области применения (производственные, сервисные, торговые и др. компании). Но в целом обычно в нем содержатся следующие компоненты:

  • резюме (кратко суммирующее осн. моменты Б.-п.);
  • сведения о компании (раскрываются содержание бизнеса и направления работы);
  • «Среда для бизнеса» (раздел, в к-ром определяются объем рынка сбыта для производимого продукта (услуг и т.п.), доля рынка, к-рую предполагается захватить);
  • план по маркетингу и продажам (показывает планируемые объемы продаж и то, как это будет достигнуто);
  • оперативный план (план приобретения оборудования, стр-ва, закупок и т.п.);
  • план по трудовым ресурсам (подготовка, наем рабочей силы);
  • финансовый план (где обобщаются прогнозные ден. потоки).

Обоснованность и полнота этого раздела имеет особое значение в случаях, когда компания рассчитывает с помощью Б.-п. привлечь сторонних инвесторов для реализации намеченных коммерч. мероприятий (проекта). Б.-п. – полезный инструмент контроля за состоянием дел. Используя его для наблюдения за результатами, можно уже по прошествии недолгого времени обнаружить те или иные отклонения, требующие корректировок, и своевременно поправить дело. Поэтому Б.-п. – документ адаптивный, он должен постоянно пересматриваться по ходу дела